Цветовая гамма в интерьере





Цветовая гамма — очень важный элемент интерьера помещения, поскольку цвет присутствует во всех отделочных материалах и элементах декора. От выбора цветовой гаммы во многом зависит, будет ваш дом уютным и комфортным или, наоборот, «холодным» и раздражающим. Цвет — очень мощное средство воздействия на человека, а потому информация, передаваемая цветом, воспринимается нами на уровне подсознания, то есть мгновенно и помимо нашей воли. В передаваемых цветом ощущениях скрыты природные ассоциации, заложенные в нашем сознании почти на генетическом уровне (так называемая «память предков»), за ними следуют более тонкие слои личных ассоциаций и цветовых воспоминаний. Возможности цвета безграничны: он способен не только вызвать определенные эмоции: радость и уныние, счастье и печаль — но и создать ощущение тепла или холода, тесноты или большого пространства.
В то же время цвет является легкоизменяемым элементом интерьера — перед любым ремонтом или переустройством вы всегда продумываете, какого цвета у вас будут стены, полы или шторы, поскольку с помощью цвета можно скорректировать архитектурные и планировочные недостатки помещения. Не секрет, что цвет помещений вашего дома оказывает существенное влияние на настроение и работоспособность: в одной и той же комнате при условии различной окраски стен может возникать ощущение уюта или дискомфорта. Поэтому цветовое решение может (и должно) меняться в зависимости от назначения помещения. Рассмотрим это на примере основных цветов: красного, синего и желтого.
Красный — идеальный раздражитель (не зря он используется во время корриды). Это цвет огня, цвет, который первым различает младенец с пробуждающимся цветоощущением. Он вселяет в человека радость, силу и уверенность. В одних языках «красный» — синоним понятия «красивый», в других — «богатый». Но не стоит забывать, что это также и самый агрессивный цвет, который в больших количествах раздражает и утомляет. А вот небольшие акценты красного в интерьере бодрят и придают хорошее настроение как своеобразный допинг. Красный цвет — наиболее активный, создает ощущение тепла и эффектного интерьера. В то же время помещение, решенное в красных тонах, будет выглядеть меньше и ниже. Этот цвет подходит для помещений, где проходит наиболее активная жизнь семьи (гостиная, кабинет, холл, кухня и т. д.). В спальне его лучше не использовать. Другим основным цветом является синий — холодный, спокойный и серьезный. Это «деловой» цвет, он заставляет задуматься, погрузиться в себя, символизирует совершенство и бесконечность. В интерьере обилие темно-синего действует подавляюще, в то время как мягкие тона голубого и синего успокаивают, «расширяют» тесное пространство и создают ощущение прохлады в жаркой комнате с окнами на юг. Это цвет спокойствия и умиротворения. Присутствие синего цвета в интерьере всегда придает комнате изысканность и благородство. Оттенки синего особенно хороши для небольших помещений.
Голубой — это цвет высокого неба, простора и покоя. Он позволяет сосредоточиться. Споры и конфликты в помещении с голубыми стенами проходят мягче, острые углы сглаживаются. Применение светло-голубого цвета на потолках визуально сделает помещение выше и просторнее.
Желтый — солнечный и легкий цвет. Исторически закрепившийся как цвет золота и богатства, на Востоке он символизирует вечность и величие. Желтый создает оптимистичное, бодрое настроение и в интерьере прекрасно сочетается с любыми другими цветами. При этом теплые, солнечные оттенки никогда не несут в себе заряда, отрицательно влияющего на эмоциональное состояние человека. Однако в чистом виде желтый цвет практически не применяется. Его лучше несколько приглушить белилами, добавив при этом немного фиолетового тона. Любые сочетания желтого хорошо подходят для детских комнат.
Основное деление спектра (на теплую и холодную его части) происходит в области зеленого цвета. В теплой части спектра (цвета влево от зеленого до красного) преобладают красные и желтые тона, а в холодной (цвета вправо от зеленого до фиолетового) доминируют зеленые и синие. Теплые тона оказывают тонизирующее воздействие, создают ощущение бодрости и хорошего настроения, а холодная часть спектра помогает сосредоточиться, но в то же время действует успокаивающе, расслабляет.
«Температура» зеленого определяется соотношением в нем теплого желтого и холодного синего цветов. Желто-зеленый оживляет, напоминая молодую зелень в мае, а сине-зеленый — это цвет моря, который освежает и успокаивает. Вообще, зеленые тона успокаивают, расслабляют, снимают усталость. Оранжевый, образующийся путем смешения красного и желтого цветов, сочетает в себе качества их обоих: тепло и свет. У буддистов он символизирует божественные качества — святость и просветление. Светлый, то есть несколько приглушенный, оранжевый тон придаст интерьеру уют и тепло, особенно в комнате с окнами на север, а вот ярко- оранжевый в интерьере — это скорее заявка на необычность и оригинальность. Стимулирующее действие желтого и тонизирующее оранжевого по мере приближения к красному переходят в возбуждающее.
Фиолетовый — наиболее противоречивый цвет: он состоит из двух антагонистов — горячего красного и холодного синего; фиолетовый — это своеобразное сочетание «лед и пламень ». Это самый загадочный цвет, который в искусстве появился самым последним. Фиолетовый не был известен первобытному человеку, не употреблялся он и древними греками. В христианской символике насыщенный фиолетовый — цвет духовного страдания. Это сложный и многоликий цвет. Глубокий и густой, при использовании в интерьере он способен вызвать даже депрессию, так как угнетающе действует на психику. Но в то же время фиолетовый цвет имеет множество менее насыщенных — высветленных и приглушенных — тонов и оттенков: от бледно-сиреневого до. пепельного серо- фиолетового, которые могут придать интерьеру определенный стиль и изысканность. Не случайно фиолетовый ирис был символом русского модерна, революционного периода в мировой истории искусства.
И наконец, белый, черный и серый цвета. Белый — средоточие всех цветов с точки зрения физики: именно белый свет, преломляясь в гранях стеклянной пирамиды, разлагается на все цвета спектра (вспомните уроки физики в школе). А с философской точки зрения, это цвет, доведенный до абсолюта — сияния. Белый сочетается с любым цветом, он универсален и придает элемент нарядности. Белые стены создают эффект невесомости и чистоты, на их фоне прекрасно смотрится любая мебель, а от картин, украшающих такие стены, ничто не отвлекает взгляд. У этого цвета, в котором таится весь спектр радуги, большой потенциал и большая внутренняя сила. Его называют цветом всех цветов, считают символом абсолюта, символом начала, за которым может последовать все. Считается, что мир при рождении был белого цвета, поэтому, наверное, о нашем огромном мире говорят «белый свет». В японском искусстве белый лист бумаги считается столь же важным, как и то, что на нем написано или изображено. Это идеальный фон — он объединяет все предметы, словно погружая их в единую ауру, и делает их более выпуклыми.
«Белый цвет» — довольно условное обозначение, ведь оттенков у белого не меньше, чем у любого другого цвета. Сравните несколько листов писчей бумаги из разных пачек, и вы легко убедитесь в этом. Сам по себе чисто-белый цвет достаточно холоден и не очень привлекателен. Правда, в оформлении жилища белый цвет в чистом виде используется крайне редко, как правило, в сочетании с другими цветами. Более спокойные оттенки белого, такие как кремовый, молочный, прекрасно сочетаются с другими мягкими тонами (песочный, терракотовый, серо-голубой) и образуют в интерьере гармоничный ансамбль. Белый безупречно смотрится с оттенками меда, сливок, кофе, шампанского, слоновой кости, а также перламутровым тоном. Такие сочетания приятны в цветовой гамме интерьера и отлично вписываются в самые разные стили, создавая в помещении теплую и приветливую атмосферу и вызывая у хозяев позитивные эмоции.
Большие белые поверхности несколько утомляют взгляд. Однако если эту монотонность оживить цветовым пятном, например картиной на стене, белый станет более динамичным. Применив этот прием, вы обнаружите, что на белом фоне все краски звучат гораздо ярче. Белый фон великолепно разбавляют красивые растения и живые цветы — подыгрывая друг другу, они создают великолепный этюд в белых тонах.
Еще один неоспоримый плюс белого в том, что он зрительно расширяет пространство. Белые конструкции лестниц, окон, дверей придают помещению особую легкость, четкость линий, ясность форм, ощущение простора и масштабности. Чтобы лучше понять прелесть такого помещения, нужно видеть его в солнечный день: оно наполняется ярким светом, чему весьма способствуют белые стены и потолок. При разной фактуре стен свет на их поверхности образует такие тени и полутени, каким позавидовал бы великий мастер.
Вот он какой, белый цвет: благодушный и чистый, но совсем не простой, скрывающий за нейтральностью природную сложность. Кто-то скажет, что белое помещение может оказаться слишком марким, требующим тщательного ухода, кому-то оно, возможно, покажется холодным. Несомненно одно: есть в нем нечто особенное, и именно поэтому к нему так часто обращаются в поисках оригинального и красивого дизайна.
Если белый можно представить как совокупность всех цветов, то черный — это как бы отсутствие цвета. Тем не менее, это все же цвет, и он очень важен в интерьере. Черный незаменим для контрастного подчеркивания и выделения других цветов — он придает им яркость и выразительность. Черный делает интерьер графически четким и очень стильным. Серый цвет абсолютно необоснованно считается невыразительным. Полагают, что серый мир очень скучен. Но это не так, серый, скорее, бесстрастен и настраивает на деловой лад. Разнообразные, чуть подцвеченные оттенки серого позволят сделать обстановку спокойной и деловой. В жилом интерьере с помощью серого цвета можно создать стиль утонченной элегантности, так как этот цвет в сочетании с другими способен давать множество сложных оттенков: спокойный серо-голубой, изысканный серо-сиреневый, приглушенный серо-зеленый и, наконец, жемчужно-серый цвет.
В сочетании с серым другие цвета обретают благородство. Итак, чтобы правильно выбрать цветовую гамму для своих комнат, стоит помнить о следующем:
Ф При светлой окраске стен помещение кажется шире и выше.
ф Темные контрастные стены визуально сужают помещение.
ф Потолок будет выглядеть выше, если он светлее стен, и ниже — если темнее.
ф Обои с вертикальными элементами узора делают комнату более высокой.
Ф Драпировки (а также подушки, гардины, абажуры и т. п.) из тканей, контрастирующих с общей цветовой гаммой помещения, могут оживить его, внеся необходимое разнообразие. Подобрать цветовое решение интерьера — очень непростая и ответственная задача. Ведь восприятие одного и того же цвета различными людьми неодинаково — недаром говорят, что на вкус и цвет товарищей нет. И то, что одному человеку «режет глаз», другому доставляет удовольствие. Поэтому при подборе цветовой гаммы следует учесть возраст, вкусы и интересы всех проживающих в вашем доме.
Если, например, в детских комнатах можно рекомендовать яркие, контрастные цвета, то для пожилых членов семьи предпочтительнее спокойные пастельные тона. Кроме того, психологи, как известно, различают четыре психологических монотипа: меланхолик, сангвиник, флегматик и холерик. Соответственно, цветовая приверженность людей каждого психологического типа различна. Меланхолики предпочтут голубой, сангвиники — желтый, флегматики — зеленый, холерики — красный.
Особую роль в цветовом предпочтении играет интеллект: чем выше уровень интеллекта у человека, тем более сложные и тонкие оттенки и сочетания цветов ему нравятся. Примером этому может служить психологически тонкая живопись художника-профессионала и лубочные картинки деревенских мастеров. Если говорить о приверженности человека к тому или иному времени года, то каждое из них содержит комплекс гармоничных оттенков. Весна: основной тон — желтый, а также другие теплые, легкие, приветливые и оживленные оттенки всей цветовой гаммы. Лето: основной тон — голубой, а также другие сдержанные цвета — матовые, нежные, неброские. Осень: основной тон — красный, а также другие теплые, неяркие оттенки, светящиеся, «землистые ». Зима: основной тон — синий, а также другие холодные и яркие, лучистые тона.
Кроме того, при выборе цветового решения следует учитывать форму и высоту комнат, а также степень их освещенности. Помимо простых и сложных цветов в оптике существует также очень интересное явление — наличие дополнительных цветов. Вследствие наложения цветных стекол друг на друга в результате получается белый цвет. Такие цвета, которые как бы «гасят» друг друга, называются дополнительными. Так, дополнительным к красному служит голубовато-зеленый тон, к оранжевому — голубой, а к фиолетовому — желто-зеленый.
В природе нечасто можно встретить чистый цвет без примеси. Даже в радуге цвета не переходят резко друг в друга, а как бы перетекают, и это постепенное добавление к основному цвету другого создает понятие тонов и оттенков, а вот отсутствие подобных «примесей» характеризует чистоту цвета. Например, желтый находится в спектре рядом с зеленым, но, «переходя» друг в друга, эти цвета проходят стадии от желто-зеленого до зелено-желтого — в зависимости от того, какой цвет преобладает в тоне. Доминирующий цвет в этом случае будет основным, а добавленный в него — оттенком. Смешение цветов или, лучше сказать, добавление одного цвета в другой (как это делают художники, смешивая краски) возможно не только в случае с цветами, стоящими в спектре рядом, но и с противоположными или далеко стоящими друг от друга. Так появляется красный с оттенком фиолетового — малиновый цвет. Добавление к основному цвету серого дает приглушенные тона: серо- синий, серо-зеленый, серо-сиреневый. А вот добавление черного делает цвета темными. Примесь белого как бы ослабляет цвет, а отсутствие белесоватости характеризуется понятием насыщенности цвета.
Цвета можно поставить рядом друг с другом не смешивая, а можно пятно одного цвета наложить на другой — и получится сочетание разных цветов или тонов. Так возникают понятия «фона» и «контраста». Фоном является преобладающий по площади цвет, на который накладывается пятно, а цветовое пятно называется контрастом. И чем насыщеннее цвета, тем сильнее контраст. Сочетание тонов, имеющих разные оттенки, но находящихся в пределах одного цвета, называется монохромным. Монохромные сочетания с использованием других цветов смотрятся более интересно и дают своеобразные варианты декорирования. Например, в интерьере преобладает желтый цвет, но используются разные его тона: темно-желтый, желто- коричневый, бледно-желтый, янтарный. Некоторые цветовые сочетания недопустимы в интерьере, так как при длительном воздействии вызывают отрицательные эмоции или агрессию. Например, интерьер, где преобладает насыщенный красный фон в сочетании с ярко-розовыми или сочно-зелеными пятнами, человеку с нормальной психикой и стандартным цветовосприятием вынести очень сложно.
Напряженные цветовые контрасты, когда сочетаются насыщенные цвета, далеко стоящие друг от друга в спектре, тоже относятся к некомфортным сочетаниям (например, раздражение вызывает сочетание ярко-фиолетового и насыщенно- желтого). Можно уйти от бьющих контрастов: приглушить яркий цвет серым или черным или снизить насыщенность цвета, разбелив его. Тогда сочетание густого темно-фиолетового и бледно-желтого цветов будет смотреться вполне приемлемо и придаст интерьеру (например, кухне) экстравагантный оттенок. Сочетание на кухне оранжевой мебели и серо-голубых стен контрастное, но не напряженное, а бодрящее. Используя те же два цвета в ослабленных, пастельных, оттенках {прозрачный песочный и светло-голубой), получим освежающее сочетание.
Применение сочетаний приближенных, переходных цветов действует, наоборот, успокаивающе. Особое внимание следует уделить сочетанию цветов в однокомнатной квартире, пространство которой часто перегружено вещами. Лучше, если пол и стены в данном случае будут нейтральными по цвету, «незаметными». Комнату и прихожую стоит оклеить одинаковыми обоями, а стены кухни окрасить в тон, близкий к фону обоев. В маленьких квартирах желательно избегать темных и ярких тонов, крупного рисунка обоев или декора — это зрительно уменьшает пространство. В маленьком помещении светлые пастельные тона будут наиболее приятны. Если стены оклеивать обоями, предпочтительнее редкий рисунок, без контрастных сочетаний цветов. Большие и не очень уютные комнаты в старых домах можно зрительно уменьшить в результате окрашивания стен в интенсивные цвета. Но такие цвета быстро утомляют зрение, поэтому подобные эксперименты следует проводить очень осторожно. С помощью цвета можно зрительно уменьшить высоту потолка. Для этого нужно отделить окраску стен от цвета потолка и сделать в месте перехода узкий бордюр или малярный штрих, цвет которого должен быть несколько интенсивнее цвета стен. Длинная узкая комната, в которой окна находятся на короткой торцевой стене, производит неприятное впечатление. Чтобы его сгладить, окрасьте боковые стены светлыми холодными тонами, а торцевые — более интенсивными теплыми. Светлая, но узкая комната с высокими потолками будет производить более благоприятное впечатление, если потолок выдержать в бежевых, серых или даже более темных (коричневых или красноватых) тонах; низкие потолки, окрашенные в белые, светло-желтые или серо-голубые цвета, будут казаться более высокими. Также визуально расширить или сузить помещение можно с помощью наката, трафарета или обоев с орнаментом; в первом случае орнамент должен быть мелким, едва заметным, во втором — крупным и ярким. Стены — это фон для мебели и декоративных предметов: ковров, картин, занавесок и т. п. Большую выразительность декору придаст спокойный цвет обоев. Если же вы не любите красочных украшений на стенах, в комнатах предпочитаете светлую мебель, а окна декорируете однотонными шторами, попробуйте придать живость интерьеру, оклеив стены обоями яркого цвета или с крупным рисунком. Стены многокомнатных квартир и усадебных домов по своему цвету могут быть более интенсивными.
Выбирая цвет стен, следует учитывать, что на них ощутимо влияет свет, отраженный окружением дома. Если, например, перед окнами растут деревья или созданы газоны, то цвет стен в помещении будет зеленоватым, если рядом красная или коричневая стена — то красноватым и т. д. Чтобы отраженный свет не влиял на цвет стен негативно, их тональность должна соответствовать тональности отражаемого света.
Подбирая цветовую гамму, нужно, разумеется, учитывать и назначение каждого помещения. Так, в квартире, где проживает довольно большое количество человек, общая комната является местом отдыха всех членов семьи. Именно поэтому ее цветовое решение должно быть ясным, спокойным, способствующим хорошему настроению: здесь могут быть использованы золотистые, желто-зеленые, серо-голубые, серо-зеленые и другие теплые и холодные цвета малой и средней насыщенности.
В «малонаселенных» квартирах и больших усадебных домах общая комната используется относительно редко — главным образом для вечернего отдыха и приема гостей. Поэтому ее можно решить в насыщенных тонах, способствующих приподнятому праздничному настроению (пурпурный, синий, фиолетовый).
В спальне желательна атмосфера полного спокойствия — здесь приоритетны теплые, спокойные, достаточно разбеленные желтые и голубые тона. Если же в спальне размещено рабочее место, рекомендуются светлые серо-зеленые, серо-голубые и другие нейтральные цвета, способствующие сосредоточенному умственному труду. В комнате для детей должна царить радостная атмосфера. Несмотря на тягу детей к ярким, насыщенным цветам, их применение в детской комнате должно быть умеренным, поскольку установлено, что эти цвета при длительном воздействии негативно влияют на психику ребенка, утомляя его.
Поэтому рекомендуется окрашивать детскую в спокойные приглушенные тона {белые, разбеленные зеленые, охристые, голубые, серые), а в интерьер включать яркие коврики, покрывала, обивку мебели, дверцы шкафов и др.
Комнату для людей преклонного возраста желательно оформить без резких контрастов. В этой комнате люди, как правило, пребывают длительное время, поэтому ее колорит должен быть максимально спокойным. Для кабинета подойдут коричневые, бежевые, зеленые или серые тона, способствующие сосредоточенному умственному труду.
Передняя, или прихожая, — помещение ограниченных размеров, узкое и зачастую тесноватое. Кроме того, в ней, как правило, не хватает дневного света. Для зрительной коррекции этих недостатков стены передней рекомендуется решать в светлых тонах, создающих иллюзию более обширного пространства. Светлые обои с горизонтальными полосами применяют для зрительного удлинения пространства, а вертикальный рисунок создает впечатление более высокого помещения. Если вы решили стены передней облицевать досками, рекомендуется сохранить естественный светлый цвет древесины — это визуально расширит помещение. В кухне, особенно небольшой, лучше использовать светлые тона. Кроме прочего, это даст возможность поддерживать ее в надлежащем санитарном состоянии. Разбеленный голубой или сине-зеленый являются традиционно популярными цветами в отделке кухни — они создают ощущение прохлады и простора. В небольших квартирах, где кухня служит одновременно и столовой, для стен можно использовать насыщенный цвет — синий, зеленый и т. д. При этом светлое кухонное оборудование красиво выделяется на темном фоне, а кухня выглядит нарядной. Санитарный узел обычно бывает незначительных размеров, поэтому для расширения пространства его стены окрашивают в чистые, полупрозрачные тона — голубой, зеленовато- голубой, сиреневый, розовый. Не исключено и иное решение, при котором санитарный узел облицовывают глазурованной плиткой черного, красного, синего или иного насыщенного цвета. При этом создается выразительный контраст между светлой сантехникой и насыщенным цветом стен. Следует учесть также, что в комнатах, выходящих окнами на север, предпочтительны цвета максимально светлых и теплых тонов — золотисто-желтые, розовато-кремовые. Такие стены отражают больше света и создают ощущение тепла и солнечности. Если окна выходят на юг или юго-запад, комната подолгу освещается солнцем и сильно нагревается в жаркое время года, окраску для стен лучше подбирать из гаммы холодных цветов — голубых, сине-зеленых или серых. В северных районах, независимо от ориентации окон, лучше использовать теплую гамму цветов.
Вне всякого сомнения, гармонии цвета в помещении можно достигнуть только с учетом всех элементов интерьера, поэтому, подбирая цветовую гамму каждого помещения в отдельности, исходите из общего композиционного цветового решения интерьера всей квартиры. Для того чтобы вам было легче справиться с этой задачей, до начала отделочных работ составьте детальный план колористического решения, в котором учтите цвета всех составных элементов — стен, потолка, пола, мебели, мебельной ткани, занавесок, покрывал на кровати, ковров и т. д. Это позволит вам объективно оценить дизайн еще до его воплощения в жизнь и таким образом достигнуть единства и гармонии в интерьере.



Templates Joomla 1.5

© 2011 «Самара Билдер» - ремонт, строительство и недвижимость в Самаре и Самарской области
Использование материалов сайта в целях публикации
возможно только с разрешения администрации.
E-mail: samaraservice63@yandex.ru


SPONSOR